Погода не задалась с самого утра и дождь сопровождал нас весь день. Несмотря на это, мы всё же решили не сбиваться с маршрута и пошли в Пражский Град. Поехали на метро, благо оно рядом.
Когда мы вышли на станции Малостранска, нас ждал сюрприз. Оказалось, что вчера вечером мы были в двух шагах от метро, хотя Паша говорил, что, мол, нам надо было еще взойти в гору
Совсем рядом с выходом из метро был нужный на трамвай, на который мы сели и поехали… правда через пару остановок выяснилось что в другую сторону. Хорошо что проезд у нас оплачен на целый день! Пришлось пересаживаться на другой, что ж поделаешь.
Вот нужная нам остановка и куча народу, несмотря на дождь покидает трамвай и идёт к главному входу в Пражский Град. мы устремились за толпой и… пришли не в то место, куда планировали. Куча народу с колясками, детьми, под дожем собрались и чего-то ждут. Мы с ними не остались, а развернулись и пошли к собору Святого Вита.
Экскурсия
В нашем аудиогиде экскурсия начиналась с королевского дворца. Потому мы обогнули собор и начали искать вход во дворец. Промокнув еще некоторое время под дождем и немного поругавшись, так как я увела нас от входа во дворец(двери закрыты, народу рядом нет, это — точно может быть вход, — подумала я) мы выяснили, что королевский дворец закрыт на две недели.
Дальше у нас по плану базилика Святого Георгия, где погребена св. Людмила. Храм стоит на Йиржской площади и является ценнейшим памятником романской архитектуры. Это — второй по уровню древности пражский костел, заложенный около 920 г. Его доминантой являются две белые известняковые 41-метровые башни: широкая, на южной стороне именуется Адам, а узкая на северной стороне и наклоненная на 40 см – Ева.
Церковь мы нашли сразу, а вот зайти в нее не удалось — как выяснилось уже на месте мы должны были получить бесплатные билеты по пражской карте на входе в Пражский Град. Паша, Веня и Марк остались на входе, а я побежала за билетами. Ну, вот, наконец, можно начинать экскурсию. Мы надели наушники и спокойно прослушали аудиогид — к счастью Веня всё это время спал.
После выхода из церкви мы направились к главному собору.
Собор святого Вита
Когда мы вошли внутрь Паша успел сделать несколько кадров собора и Вениамин проснулся и недвусмысленно дал понять, что хорошо бы подкрепиться.
А дальше надо было срочно искать комнату матери и ребенка или что-то подобное. В Пражском Граде ничего такого нет (или, по краней мере, нам не удалось ничего такого обнаружить). Тогда мы пошли искать кафе, которое обнаружилось за собором. Внутри яблоку негде было упасть, в туалете покормить Веню не представялось возможным, так как он был малюсенький и вообще явно не предусмотрен для этого.
Мы уже хотели уходить, как вдруг увидели несколько туристов, спускающихся со второго этажа. Мы поднялись, увидели двух девушек, и свободные столики в проходном помещении и еще один зал в котором сидел один человек. Радости не было предела. Можно покормить ребенка, переодеть его и при этом никому не помешать — мужчина, сидевший в этом зале нас даже не видел (зал сделан буквой Г, а мужчина сидел за углом). Для приличия мы заказали горячие напитки. Пашин был ужасен, а у нас с Марком нормально, но только не за эти деньги (Что, в общем-то достаточно логично для странной забегаловки в супер-популярном у туристов месте).
Когда мы вышли из кафе — увидели горгулий в действии, водя так и хлыстала из пастей.
Вернувшись в собор, мы начали слушать экскурсию и обходить здание. Собор строился много веков, начиная с 1344года, в несколько этапов 1344—1419, 1490—1510, 1556—1593 и 1873—1929 (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия. Здесь трудились мастера начиная с эпохи Карла IV (первый архитектор Маттиас из Арраса, Петер Парлерж) и заканчивая мастерами XX века (витражи Альфонса Мухи). Вдоль стен храм расположены капеллы (всего их 21).
Мы начали осмотр собора. Одна из первых капелл — новая архиепископская капелла ( с 1909 года место захоронения пражских архиепископов). Витражи исполнеы А. Мухой, расказывают о христианизации св. Людмилы и Борживоя, маленикий Вацлав списан с сына художника. На стене капеллы картина придворного художника Рудольфа II — «Вознесение Девы Марии».
Мы слушали историю каждой капеллы, вот, например капелла Святой Анны. Это капелла рода Ностицких из Ждяра. На алтаре находится серебряный Тревирский реликварий изумительной красоты. Он изготовлен ювелирами в XIII веке, богато украшен драгоценными камнями и содержит мощи 43 святых. Стены капеллы расписаны фресками из жизни святой Анны. Здесь же располагается панно на сюжет побега Фридриха Пфальского после поражения в битве у Белой Горы. На картине детально прорисована Прага XVII века. Под мощёным полом капеллы находятся могилы представителей Ностицкого рода
Капелла Святой Троицы, также известна как Капелла Девы Марии. В центре расположен алтарь со сценами из жизни Девы Марии. Именно в этом месте было начато строительство собора.
Прямо напротив Капеллы святой Троицы располагается надгробие св. Вита, которое было выполнено в 1848 году. В пол у надгробия святого вмонтированы надгробные плиты 14 из 29 пражских архиепископов с момента создания пражского архиепископства в 1344 году.
К сожалению, нам не удалось прослушать всю экскурсию, так как в этот день была какая-то видеосъёмка и нас попросили покинуть храм. Потому здесь только правая часть капелл собора.
Особое внимание уделено Яну Непомуцкому, на алтаре установлены серебряные бюсты святых Вацлава, Войтеха, Кирилла и Вита, в котором хранятся мощи св. Войтеха.
Рядом с капеллой в честь этого святого стоит огромная рака с его телом. Надгробие изготовлено из двух тонн чистого серебра, а в отдельных местах покрыто платиной и золотом. Шедевр создан в начале XVIII века ведущим венским архитектором Фишером фон Эрлахом. Бархатный балдахин над саркофагом подарен императрицей Марией Терезией.
Здесь установлен алтарь, украшенный серебряными бюстами святых Вацлава, Войтеха, Кирилла и Вита.
Последнее, что успели запечатлеть — рудокоп на королевской молельне. Капелла украшена натуралистическими рёбрами в виде ветвей засохшего кустарника. На колонне молельни помещены барочные скульптуры рудокопов с длинными кожаными передниками, на которых они съезжали в шахту. Они символизируют благодарность работавшим на серебряном руднике в Кутной Горе. Разработка этого рудника позволила финансировать строительство собора и других объектов в ягеллонский период.
На этом месте мы были вынуждены покинут собор и под дождём добираться до дома.